Профилактика суицидального риска

В целях своевременного выявления психологического неблагополучия обучающихся

Классные руководители

ежедневно поурочно контролируют посещаемость учащимися учреждения образования, взаимодействуют с законными представителями несовершеннолетних.

— в случае отсутствия учащегося на занятиях без уважительных причин в тот же день информируют педагога-психолога, педагога социального, заместителя директора по воспитательной работе. Также информируют в случае частых пропусков учащегося занятий.

— обеспечивают достоверность, актуальность и полноту сведений, содержащихся в социальных паспортах классов.

— владеют информацией о местонахождении учащихся, их занятости, интересах и склонностях, ситуации в их семье, особенностях взаимодействия и поведения в коллективе.

Классные руководители и учителя-предметники в ходе учебного процесса наблюдают за учащимися, учитывая совокупность признаков, которые могут указывать на возможное психологическое неблагополучие, а именно:

— нарушения общения и взаимодействия с окружением: замкнутость, отстранённость, травля со стороны других детей, статус изгоя или «козла отпущения». Отсутствие социальной поддержки, связей, контактов. Сопутствующие проблемы с обучением и дисциплиной. Наличие подобных фактов в прошлом.

— сужение круга контактов, стремление к уединению.

— сопутствующий фактор подросткового и юношеского возраста: поиск ценностных ориентиров, поиск себя, обострение последствий детских психологических травм, бурные физиологические изменения.

— повышенная эмоциональность, импульсивность, тревожность, раздражительность, беспомощность, неуверенность, частые перепады настроения, агрессивность.

— неудачи при завышенной самооценке.

— нигилизм, максимализм, безнадёжность, чувство неполноценности: частые заявления «Для меня нет ничего ценного», «Мне всё безразлично», «Мне всегда, везде и во всём не везёт», «у меня нет перспектив» «я ничтожество» или аналогичные им. Утрата или отсутствие интересов и увлечений.

— открытое высказывание о желании покончить жизнь самоубийством.

—  культ смерти («готическая» атрибутика, соответствующие рисунки, символика смерти). Косвенные намёки на возможность суицидальных действий (появление с петлёй на шее игра с имитацией самоубийства). Самоповреждающее и саморазрушающее поведение (нанесение себе порезов, царапин и т.п.)

— фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще).

— символическое прощание с близким окружением – т.н. «терминальное поведение»: раздача личных вещей, приведение в порядок дел и т.п. Человек словно стремится в последний раз расставить все точки над «i».

— изменившийся стереотип поведения. Несвойственная замкнутость и снижение деятельной активности у подвижных, общительных; возбуждённое поведение и повышенная общительность у подвижных и молчаливых.

— чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, о госпитализации, уходе домой и т.д.

— семейные факторы: неблагополучие семьи (злоупотребление родителями алкоголем / наркотиками, психические нарушения у родителей, насилие в семье, безработица), отвержение со стороны родителей, нехватка внимания, наличие родственников и близких, друзей, покончивших с собой (или пытавшихся покончить с собой). Ссоры, развод родителей, частые переезды. Отсутствие одного или обоих родителей, воспитание приёмными родителями

— смерть близких и значимых людей, произошедшая недавно, тяжёлая болезнь близких.

— низкий социально-экономический статус.

— разлука со значимыми людьми, разрыв отношений (любовных, дружеских), безответная любовь.

— тяжёлая физическая болезнь.

Учителя физической культуры

отслеживают наличиепризнаков аутоагрессивного поведения учащихся (наличии порезов на теле),

— частые пропуски занятий физической культуры (бассейна) учащимся без уважительной причины (в том числе при обосновании причины отсутствия отсутствием формы).

В случае выявления признаков психологического неблагополучия педагогический работник в тот же день информирует педагога-психолога, курирующего параллель.

Классные руководители и учителя-предметники несут полную ответственность за распространение информации (установленной самостоятельно либо полученной из иных источников) о психологическом состоянии и особенностях учащегося в соответствии законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи», а также ответственность за несвоевременное сообщение информации о психологическом неблагополучии педагогу-психологу в соответствии со статьёй 159 УК Республики Беларусь «Оставление в опасности».