Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация подростков является комплексным процессом, требующим согласования трёх основных сфер:

— Потребностей подростка, его желаний и интересов («Хочу»);

— Возможностей: среднего балла успеваемости и учебных достижений, физического и умственного развития, медицинских противопоказаний, материальных ограничений («Могу»);

— Требований, предъявляемых рынком труда, запросами общества на текущий момент («Надо»)

На этапе профессионального определения подростку как никогда необходим пример и помощь компетентного взрослого.

На основании Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2022 г. № 20/7/57 «О концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь», инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году» с целью организации профориентационной работы среди обучающихся в 2023/2024 учебном году с обучающимся будет проводиться ряд мероприятий

Заместителем директора по воспитательной работе Фроловым А.С.:

1.1. провести с обучающимися 9-х классов индивидуальные собеседования с целью определения их профессиональных предпочтений, профессиональной готовности и дальнейшего образовательного и профессионального маршрута в ноябре 2023, декабре 2023 и итоговое собеседование в марте 2024.

1.2. Организовать ежемесячно на протяжении учебного года сбор информации от классных руководителей 9-х классов о профессиональных предпочтениях и профессиональных намерениях обучающихся, о неопределившихся обучающихся.

1.3. Организовать тематические родительские собрания для параллели 9-х классов не позднее октября 2023, января и марта 2024 года с приглашением специалистов учреждений профессионально-технического, среднего специального образования.

1.4. На протяжении учебного года организовать сотрудничество с учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования с возможностью выступлений представителей учреждений на тематических классных часах, а также проведения выездных профориентационных мероприятий.

1.5. Организовать с 15.01.2024 по 27.01.2024 декаду профориентации.

2. Педагогом-психологом Гришан О.А.:

2.1. провести психологическую диагностику среди обучающихся 9-х классов с целью выявления их личностных особенностей и профессиональных склонностей в срок до 04.11.2023

2.2. По запросу провести для неопределившиеся обучающихся 9-х классов индивидуальные консультации с целью выявления их профессиональных интересов и склонностей.

3. Классными руководителями 9-х классов:

3.1. Проводить мониторинг сайтов учреждений среднего специального и профессионально-технического образования для сбора актуальной информации о профессиях, специальностях, возможностях для поступления подростков.

3.2. Систематически на протяжении учебного года проводить разъяснительную и просветительскую работу среди обучающихся и их законных представителей о возможностях профессионального образования. Ориентировать обучающихся на поступление в учебные заведения в соответствии со их способностями и возможностями. Обеспечить информирование обучающихся о возможностях целевой подготовки.

3.3. Ежемесячно проводить сбор информации о профессиональных планах обучающихся с предоставлением сведений согласно установленным формам. Не позднее 23.12.2023 и 15.03.2024 предоставить заместителю директора по воспитательной работе Фролову А.С. сведения о неопределившихся обучающихся.

3.4. Обеспечить обязательное участие обучающихся в мероприятиях профориентационной направленности, тематических выездных мероприятиях

3.5. На протяжении учебного года организовать проведение классных и информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию подростков.

3.6. Предоставить сведения профессиональной годности обучающихся согласно выбранным профессиям и специальностям заместителю директора по воспитательной работе Фролову А.С. не позднее 30.04.2024 года.

3.7. Своевременно, не позднее 25.08.2024, предоставлять руководству школу сведения о поступлении обучающихся и не поступивших. Проводить мониторинг сведений о подаче документов в период вступительной кампании 2024 года и осуществлять коррекцию профессиональных намерений выпускников.

Нормативно-правовые акты

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 29 марта 2022 г. № 20/7/57 «О концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь»

Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»